История церкви

История церкви

История Гомельской церкви ЕХБ

Село Уть Добрушского района Гомельской области, по всей вероятности, является местом, где впервые в Белоруссии люди услышали евангельскую весть, приняли ее и объединились в церковь. Эту весть привезли сюда малоземельные крестьяне села, приехавшие с заработков с юга Украины. Плотники, каменщики, сезонные сельхозрабочие привезли весть о спасении через живую веру в искупительную жертву Иисуса Христа, которую они приняли от немцев-колонистов. Немцы собирались на один час для молитвы и изучения Библии. На немецком языке слово «час» звучит как «штунд», поэтому славян, посещавших эти собрания, стали называть «штундами».

Приходько Наум Борисович со своей женой и сыномВ 1907 году в деревню Хальч Гомельского уезда из заработков с юга Украины возвратились родные братья Приходько Наум Борисович и Самсон Борисович. По селу прошла молва, что братья Приходько стали штундистами, перестали поклоняться иконам, отступив от веры православной. Вскоре к ним пришли священник и урядник. Они вручили братьям Приходько икону Богородицы, и повели через всю деревню на мировой суд, творя над ними насмешки и поношения. Жители деревни плевали и бросали комья грязи на братьев. Мировой суд присудил: выселить братьев Приходько из деревни. Братья вынуждены были переехать в город Гомель.

Даркина Анна Здесь они сняли квартиру на улице Федосеевская, 21 (ныне Циолковского), где по вечерам собирались в семейном кругу, читали Евангелие и пели псалмы. В этом же доме вторую квартиру снимала семья Дракина Петра Ивановича. Первой уверовала жена Петра Ивановича — Дракина Анна Казимировна. 8 декабря 1908 года в проруби речки Уть пресвитер Утевской церкви Ревзенков преподал ей крещение.

В это же время, с 1907 года, в Гомеле несли труд по распространению духовной литературы братья Герасименко Марк Григорьевич и Долгополов Иван Васильевич. Они были направлены для служения Прохановым Иваном Степановичем, который возглавлял в то время Союз евангельских христиан в Петербурге. Братья распространяли в Гомеле Библии и Новые Заветы, газету < Утренняя Звезда>, журналы < Гость> и < Нива> и другую духовно-нравственную литературу. Через их труд Господь пробуждал сердца людей, и группа верующих в Гомеле начала расти.

В 1912 году Гомельская церковь добилась регистрации, пресвитером церкви был избран Марк Григорьевич Герасименко. Начал служение хор под управлением Алексея Яковлевича Дубоделова. Благодаря заботам служителей Гомельской церкви, на Гомельщине стали появляться новые евангельские церкви.

20-е годы были отмечены сравнительной свободой проповеди Евангелия. Книгоноши активно распространяли Евангелия и другую духовную литературу. Была возможность собирать большие аудитории слушателей и беспрепятственно проповедовать Слово Божие. С 1920 по 1923 годы в Гомеле трудились братья-проповедники, как из евангельского союза, так и из союза русских баптистов. Брат Фетлер приезжал из г. Риги, брат Астахов-Салов проповедовал в молитвенных собраниях, проводил евангелизацию на Румянцевском бульваре (ныне Пионерский сад). Из Киевского союза баптистов приезжали братья Кириченко и Реймер. Несли труд благовестия такие братья, как Бычков с Брянщины, Косенко из Конотопа. Брат Костюков приезжая из Могилева, держал диспут с православными священниками в Либавской церкви возле вокзала. Брат Городищ Петр Моисеевич проповедовал в городской думе, школах, городском кино; братья Михатовы снимали помещение для музея изобразительных искусств, где показывали восковые фигуры на духовные и просветительские темы и одновременно проповедовали Евангелие. Трудились с проповедью Евангелия среди еврейского народа миссионеры из Лондонского миссионерского общества. Они содержали чайную для бедного еврейского народа, где бесплатно подавались обеды, во время которых велась проповедь Евангелия. Через это служение несколько евреев обратились к Богу.

К 1923 году на базе центральной Гомельской церкви возникло несколько самостоятельных общин: Ново-Белицкая, с пресвитером Ковалевым Иваном Ивановичем, и Гомельская баптистская, с пресвитером Тулуповым Ильей Григорьевичем. Была и третья церковь евангельских христиан по улице Рогачевской, в которой пресвитером был Герасименко Марк Григорьевич.

В 1926 году брат Дракин Петр Иванович предоставил место на своем участке для постройки молитвенного дома на углу улиц Островского и Некрасова. Этот дом был построен при помощи братьев Утевской церкви, которые на своих лошадях привозили в Гомель лес. К этому времени церковь насчитывала 125 членов, к ней примыкали три отделения: Чаплин Дворец, Белый Берег и Дубовый Лог.

В 1928 году на съезде баптистов Беларуси брат из Гомельской церкви, Наум Борисович Приходько, был избран благовестником. Проповедниками в Гомельской церкви в то время трудились братья: Приходько Самсон Борисович, Приходько Наум Борисович, Герасименко Марк Яковлевич, Мичелев Тимофей Яковлевич, Дубоделов Алексей Яковлевич, Шляхтин Мирон Дмитриевич, Телешов Терентий Григорьевич, Пастухов Григорий Харитонович, Соломыкин Семен Максимович, Михалевич Никодим Николаевич, Баранов Степан Иванович, Коробушкин Мина Васильевич, Юрченко Яков Захарович, Бронов Иван Иванович, Федонин Алексей Семенович.

Тридцатые годы для церквей Беларуси были нелегкими, многие верующие пережили незаслуженные преследования и репрессии. К 1937 году были закрыты все церкви евангельских христиан баптистов. Большинство пресвитеров и проповедников были репрессированы и за редким исключением не вернулись из заключения. Молитвенный дом Гомельской церкви также был закрыт в 1933 году и многие братья из Гомеля и окрестных сел арестованы и сосланы.

Преследования продолжались до войны. Несмотря на это церковь продолжала жить. Тайно по ночам братьями совершались крещения и бракосочетания. Пресвитер Утевской церкви Копенков Федор Еремеевич в то время крестил многих членов Гомельской церкви. До 1942 года верующие собирались по своим домам: у брата Федонина, сестры Таисы Михайловны Чуришко, брата Лапицкого, брата Колесниченко Андрея Емельяновича. Братья и сестры ездили также на посещения по деревням, где были верующие. В 1942 году немцы разрешили возобновить богослужения в молитвенном доме по улице Некрасова. В Гомель стали приходить пешком на богослужения верующие из близлежащих деревень. Но после освобождения Гомеля в ноябре 1943 года церковь опять лишилась своего молитвенного дома.

Брат Лапин Сергей Дмитриевич, проживающий по ул. Белорусской, дом 10, предложил свой дом для проведения богослужений. Руководящим братом и регентом хора в это время был Дубоделов. Так как дом был очень тесным, особенно во время хлебопреломления, то большие собрания проводились в доме Александры Дмитриевны Поляковой по ул. Столярной, 9 (возле базара). Таким образом, служения продолжались до 1948 года.

В конце 1948 года служения начали проходить в доме брата Селькина Николая Владимировича, по ул. Песочной, д. 121 (сейчас Белорусская ул.). После Дубоделова был избран на служение пресвитера брат Лапицкий Тимофей Васильевич. Его помнят как ревностного брата, хотя и недавно уверовавшего. Но спустя некоторое время он был арестован и осужден. Ковалев Никита. Был осужден на 25 лет, освобожден после смертиПосле него пресвитером был избран брат Ковалев Никита Аверьянович. Но и его через некоторое время арестовали и осудили на 25 лет. Благодаря амнистии 53-го года многих служителей реабилитировали, и братья начали возвращаться. Тех, кто был ранее судим, власти не разрешали избирать пресвитером. Поэтому церковь избрала на это служение пожилого брата Елкина Никанора Гавриловича. Ему в помощники были избраны два дьякона: Пашковский Андрей Трофимович, который вскоре стал пресвитером, и Владымцев Михаил Константинович. В это время в работу с хором включился брат Варлыго Афанасий Иванович. При нем состав хора обновился и пополнился молодыми хористами, стали регулярно проводиться спевки. Андрей Емельянович Колесниченко занимался с молодежью, организовал в церкви небольшой оркестр, который играл на служениях, ездил на посещение по деревням.

Молитвенный дом на Джураева Церковь разрасталась и появилась необходимость иметь более обширное помещение для богослужений. Сестра Богданова Акулина Григорьевна, которая жила одна, предложила собираться в ее доме по ул. Продольной, 82 (сейчас ул. Джураева). Этот дом был переоборудован и расширен силами церкви, и там начали проходить богослужения с 1954 года. В 1955 году Гомельская церковь насчитывала уже 338 членов. Проповедниками были в то время братья: Соломыкин Семен Максимович, Макаренко Федос Дмитриевич, Бакеров Пимен Гордеевич, Мищенко Михаил Назарович, Маджаров Конон Борисович, Мироненко Лука Данилович, Абехтиков Евсей Федотович, Баранов Степан Иванович, Тупальский Зиновей Никитович, Гаврилюк Яков Алексеевич, Шеверев Егор Яковлевич, Юрченко Яков Захарович, Ковалев Никита Аверьянович, Лапицкий Тимофей Васильевич и Михедько Никифор Тарасович.

Хор на Джураева Приблизительно в 1957 году короткое время пресвитерское служение нес брат Гаврилюк Яков Алексеевич. За это время многие души изъявили желание принять крещение. Когда крещение состоялось, пресвитер Гаврилюк был снят и отстранен от служения уполномоченным. Пашковский Андрей ТрофимовичПресвитером стал брат Пашковский. Он нес служение пресвитера до 1977 года.

Много трудностей испытали церкви Белоруссии вследствие разделения, происшедшего в 1960-х годах. Это разделение явилось результатом грубого вмешательства в жизнь церквей местных органов власти. К сожалению, разделение произошло и в Гомельской церкви ЕХБ. Многие братья, хористы, молодежь, проповедники вышли из состава церкви и начали собираться по своим домам. Для церкви наступили нелегкие времена. Служения продолжались, но молодежи в церкви почти не было. Детей в церковь приводить запрещалось. Служение проповедью было ограничено, но жизнь церкви не остановилась, хотя некоторые братья с семьями вынуждены были выехать из Гомеля.

В 1977 году церковь избрала на пресвитерское служение брата Дорожкина Василия Ивановича. В помощь ему были избраны на дьяконское служение братья Ермак Михаил Григорьевич и Варлыго Афанасий Иванович. Позже на это служение были избраны также братья Селькин Николай Владимирович, Коваленко Николай Федорович и Кондриков Владимир Иванович. Брат Василий Иванович нес пасторское служение усердно, ответственно, со страхом Божиим. В это время в церкви трудились братья проповедники: Ермак Михаил Григорьевич, Кондриков Владимир Иванович, Коваленко Николай Федорович, Кондраков Константин Михайлович, Слепченко Казимир Прокопович, Руденко Василий Максимович, Шаец Владимир Никифорович, Бозик Василий Семенович, Клявко Анатолий Францевич, и другие.

В конце 70-х годов влияние властей на церковь ослабло. В церкви стала появляться молодежь, вливаться в хор, участвовать в служении. Церковь с Божьей помощью стала расти, появилась нужда в более просторном молитвенном доме. Братья начали ходатайствовать перед властями о разрешении на реконструкцию молитвенного дома, а затем просить о строительстве нового здания церкви. Церковь усердно молилась Господу об этом вопросе, но добиться разрешения было нелегко. Пришлось обойти не только гомельские кабинеты, но и несколько раз съездить в Москву. Более восьми лет продолжались попытки получить согласие на строительство нового молитвенного дома и, наконец, такое разрешение было получено в 1987 году. В это время, в декабре 1987 года, в церкви было 355 членов.

21 сентября этого же года был приобретен участок по переулку Николая Островского, дом 9. Церковь начала собирать средства, закупать материалы, заказывать проект. И 19 октября 1988 года был заложен фундамент нового здания церкви. Все члены церкви активно включились в труд, и большинство работ было выполнено своими силами за полтора года. Трудились все, не взирая на возраст и здоровье. Но, несмотря на большую занятость строительством, духовная и евангелизационная работа не прекращались.

В 1987 году начались занятия с первой группой детей в церкви. Это было начало зарождения воскресной школы. Собиралось тогда на занятия всего 12 детей, но постепенно воскресная школа стала расти. 1988 год известен как год 1000-летия крещения Руси. Он ознаменовался активностью многих церквей в евангелизации. В Гомеле также было организовано празднование этого юбилея. Получив отказ в использовании для этого манежа < Динамо> и стадиона < Локомотив>, пришлось проводить торжественное служение во дворе церкви по ул. Джураева, 82. На праздник были приглашены духовой оркестр, хор и гости из Брянска и других городов. Праздник прошел успешно, и многие люди услышали живое Божье Слово и получили свидетельство о необходимости спасения своей души через веру в Иисуса Христа.

Летом 1989 года церковь избрала на служение пастора Напеленка Ивана Исаевича. Василий Иванович Дорожкин по мере сил продолжал помогать в служении. В помощники Ивану Исаевичу был избран брат Богданов Виктор Александрович. Вместе с ним на диаконское служение были избраны Лопухов Владимир Николаевич и Колесниченко Леонид Александрович.

В апреле 1990 года церковь перешла в новое здание, по пер. Н. Островского, 9 и пасхальное служение было первым служением в новом прекрасном молитвенном доме. Долгие молитвы и ожидание, а также тяжелый труд строительства был успешно завершен. Новое большое здание вместе с оживлением евангелизационной работы привлекло новых людей, и воскресные служения стали многолюдными.

В 1990-х годах был проведен ряд больших евангелизационных компаний. После крупных евангелизаций работа продолжалась через проведение различных встреч, бесед, организацию групп изучения Библии в разных районах города. Такие группы были организованы в Новобелице, на Сельмаше, на старом Аэродроме, позднее в 5-м микрорайоне и на Фестивале. Некоторые группы, сформировавшись, выросли в самостоятельные новые церкви (Вифания, Надежда, Терпение).

Девяностые годы были самыми благоприятными для развития церкви. Расширяющаяся евангелизация и открывшаяся свобода дали большой приток новых людей в церковь. Выросла также и воскресная школа. В последующие годы из церкви выехали на миссионерское служение братья с семьями: Богданов Виктор Александрович — в г. Полоцк, Лукашевич Петр Петрович — в п. Ушачи, Богданов Михаил Александрович — в п. Мачулищи. В ноябре 1995 года церковь избрала на пасторское служение брата Колесниченко Леонида Александровича. Начал омолаживаться братский совет, в него были введены новые молодые братья. Оживилась работа с молодежью.

Летом 1996 года был организован первый летний христианский лагерь в Белом Береге. Два года лагерь проводился в стационарном помещении пансионата. После лагеря многие подростки пришли в церковь и стали посещать воскресную школу. Из них образовался молодежный хор < Возрождение>, который со временем стал участвовать в богослужениях и проводить отдельные молодежные служения. В последующие годы церковь стала проводить палаточные лагеря, которые также были благословением для многих подростков и молодежи. В последние годы стало активно развиваться социальное служение. Члены церкви трудятся в женской колонии, больницах города, посещают детские дома. Церковь проводит благотворительные акции, помогая многодетным, малоимущим и нуждающимся людям.

В 2002 году церковью начато строительство здания Христианского духовного центра. В этом здании будет проходить служение воскресной школы, проводиться работа с молодежью, семьями, также будет организована школа изучения Библии для всех желающих.

В 2007 году Гомельская церковь ЕХБ будет праздновать свой столетний юбилей. Много событий минуло за эти годы. Были и радости, и переживания, церковь прошла периоды гонений и периоды свободы. В Библии записаны слова Иисуса Христа: «Я создам церковь мою, и врата ада не одолеют ее». Это подтверждает история и Гомельской церкви евангельских христиан баптистов.