Тьма не объяла его!

Да будет свет!» – этими словами начато творение нашего мира. Библия говорит о том, что до этого была тьма над бездною. Но по слову Божьему засиял свет. Апостол Иоанн, вторя книге Бытие, свидетельствует: «И свет во тьме светит и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Каждый человек знает, что такое тьма, но дать определение этому слову без слова свет невозможно. Поэтому в толковом словаре Ушакова мы читаем: «Тьма – отсутствие света, освещения, мрак». Тьма превращает все в небытие, потому что без света ничего не видно и никакая форма жизни невозможна.
Итак, в самом начале творения засиял свет, которому ученые на данный момент дают множество определений. Вот одно из них: «Свет – лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир доступным зрению, видимым». Это не единственное предназначение света, и об этом мы будем рассуждать в настоящей статье. В физике есть целый раздел – оптика, который занимается изучением света. В духовном мире понятие света тоже имеет огромное значение.

Функции света

Свет несет в себе множество различных функций. Но самая главная состоит в том, что свет несет жизнь, о чем свидетельствует Апостол Иоанн: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:4). Жизнь без света невозможна. Это может проверить самый простой человек в любое время. Если взять домашний цветок и спустить его в подвал, где нет света, через некоторое время растение погибнет.
Солнечный свет полезен и для здоровья человека. Ультрафиолетовая составляющая света способствует выработке в коже витамина D, который является жизненно необходимым. Основная функция витамина D – обеспечение нормального роста и развития костей, предупреждение рахита и остеопороза (болезнь костно-мышечной системы и соединительной ткани).
Это только одна сторона благоприятного влияния солнечного света на человека. А ведь свет дает жизнь и растениям, без плодов которых жизнь людей тоже невозможна. Мы также должны понимать, что солнечный свет не только освещает, но и согревает. Без тепла, исходящего от солнца, все на земле и сама земля превратилась бы в вечную мерзлоту, на которой невозможна никакая жизнь. Вот почему мы можем понятия света и жизни в некотором смысле отождествлять.
«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» – говорит апостол. Он утверждает, что жизнь находится в Нем, т. е. в Иисусе Христе!
Уильям Баркли пишет в своих комментариях к первой главе Евангелия от Иоанна следующее: «Четвертое Евангелие начинается и кончается словом жизнь. В самом начале мы читаем, что в Иисусе была жизнь; и в самом конце мы читаем, что Евангелие было написано «дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его» (20, 31). Это слово постоянно на устах у Иисуса. Он сожалеет о том, что люди не хотят прийти к Нему, чтобы иметь жизнь (5, 40). Он заявляет, что пришел для того, чтобы люди имели жизнь и имели с избытком (10, 10); что Он дает людям жизнь вечную, и они не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Его (10, 28); что Он есть путь и истина и жизнь (14, 6). В четвертом Евангелии слово жизнь (дзое) встречается более тридцати пяти раз, а глагол жить или выражение иметь жизнь (дзэн) – более пятнадцати раз».
В духовном мире свет – это Сам Бог и Его Слово. Не зря псалмопевец утверждает: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105).

Cвет просвещает всякого человека, приходящего в мир

Свет Христов распространяется во всем мире от начала его создания. Он продолжает сиять и сейчас, касаясь каждого живущего в мире: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9).
Каким же образом этот свет достигает каждого человека, в том числе и того, кто находится во тьме? «Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Притчи 20:27) – говорит премудрый Соломон.
Внутри у каждого человека, независимо от места проживания и национальности, есть светильник Божий, называемый совесть. Апостол Павел подтверждает эту мысль словами: «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:15).
Известный ученый Альберт Эйнштейн назвал совесть законом нравственности внутри себя. Русская пословица говорит: «Как ни мудри, а совести не перемудришь». Другая подтверждает ее: «С совестью не разминуться».
Таким образом, через этот светильник — совесть Господь просвещает всякого человека, приходящего в этот мир.
Это не единственный путь просвещения людей. Каждый раз, когда человек соприкасается с творением, Бог его просвещает, потому что: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2).
Бог так премудро и разумно устроил мир, что все творение любому разумному человеку свидетельствует о величии и разуме Всевышнего. Так что подобно тому, как от солнечного света ничто не может укрыться, так и светом Христа просвещается всякий человек.
Понимая это, псалмопевец Давид говорит: «Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет». (Пс. 138:11, 12).
Свет Христа сияет сегодня и через Его евангельское учение, которое Он оставил на земле. Оно передается из уст в уста и из поколения в поколение. Теперь же, когда люди изобрели различные средства коммуникации, евангельская весть транслируется через книги, радио, телевидение, интернет и другие пути.
Более того, как это мы часто говорим, в мире есть «живое пятое Евангелие». Оно живет и сияет через жизнь, слова и дела детей Божьих. Не зря Иисус Христос сказал Своим ученикам, что они есть свет миру.
Правда и то, что люди по-разному реагируют на свет Христа. Одни смиряются и каются, а другие стараются убежать от него: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3:19-21).

Власть тьмы

Человек не только бежит от света, он и воюет против него. Вспоминаю времена, когда подростки бросались мелкими камушками, чтобы разбить фонарь на улице. Свет мешал им делать неблаговидные дела. Говорят, что «темнота – друг молодежи». Но это такой друг, который ставит на преступный и скользкий путь.
Как в физическом, так и в духовном мире свет гаснет, когда наступают нечестивые люди. В книге Иова мы читаем: «Да, свет у беззаконного потухнет, и не останется искры от огня его. Померкнет свет в шатре его, и светильник его угаснет над ним» (Иов 18:5, 6).
На востоке Украины идет война и многие дома лишаются электрического света, но не только. Грешные люди пытаются потушить свет Божий. Все преступники хотят, чтобы никто не узнал об их делах, стараются через запугивание и другие меры заставить замолчать свидетелей их преступлений.
Когда засиял свет через Иисуса Христа в Израиле, нашлось множество преступников, пытающихся потушить его, но этот свет все больше и больше разгорался. Фарисеи были обеспокоены не на шутку и говорили друг другу: «Видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним» (Ин. 12:19).
Иудейские священники и книжники начали бить тревогу и собрали очередной совет во главе с первосвященником Каиафой, который и вынес на рассмотрение высокого собрания предложение: «Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11:49, 50).
Кажется очень странным, что люди, призванные служить Богу, теперь ополчились против Него, став инициаторами убийства Иисуса Христа. Мы знаем, что в конце концов сатана вложил в сердце Иуды мысль за определенную мзду предать Иисуса Христа этим людям. И вот воины во главе с заговорщиками приходят в Гефсиманский сад для того, чтобы арестовать Иисуса. Ученики пытаются Его защищать, но Он пресекает их инициативу, а пришедшим арестовать Его говорит: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лук. 22:52, 53).
Тьма хотела поглотить свет Божий. Иисус был арестован, над Ним издевались, против Него наняли ложных свидетелей, Ему вынесли несправедливый приговор: «Распять».
Находясь между двух разбойников, Иисус взывал к небесному Отцу: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матф. 27:46).
Это было страшное время борьбы и противостояния света с тьмою. Это было время власти тьмы: «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме разодралась по средине» (Луки 23:44, 45).
Враги Иисуса Христа торжествовали. Они сделали свое беззаконное дело и теперь праздновали победу. Но внутреннее интуитивное чувство подсказывало им, что это не конец борьбы и не окончательная победа. По этой причине они позаботились о том, чтобы гроб с телом Иисуса Христа охраняли вооруженные воины. Но!!!
«И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые…» (Матф. 28:2-4).
Можно ли себе представить Ангела, вид которого был как молния? Мрак озарился сиянием воскресения Господа нашего и одежда Ангела была, как снег. Слуги тьмы, которые стерегли Распятого и потом продались за деньги, пришли в трепет и стали, как мертвые.
Размышляя о воскресении Иисуса Христа один из христианских поэтов восклицает:
Взглянь на зарю воскресенья,
Гимнам хваленья внемли!
Видишь, выходит из тленья
Чудный Спаситель земли.
Воскресший из мертвых Иисус Христос утверждает учеников в вере и делает величайшее заявление, какого никто из людей не мог и не может сделать во все века. Он говорит: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28:18). Это власть света над тьмою, власть истины над неправдой! Это вовеки несокрушимая власть Сына Божья.

Свет во тьме светит

Вероятно, многие из читателей помнят времена, когда дороги в деревнях были грунтовыми и в дождливое время они совершенно разбивались тогдашним транспортом, поэтому в темное время суток очень трудно было по ним идти. Люди надевали резиновые сапоги. Но даже в них можно было угодить в глубокую лужу и вконец испачкаться. Великим благом тогда был фонарик на батарейках. Человек его зажигал и мог свободно шагать, минуя опасные места.
В духовном мире Иисус Христос зажигает великий свет в сердцах людей. Ведь без этого света люди блуждают во тьме, не зная ни входа, ни выхода, не понимая ни смысла жизни, ни того, откуда они пришли, куда идут, потому что «ходящий во тьме не знает, куда идет» (Ин. 12:35).
Псалмопевец Давид, обращаясь в молитве к Богу, восклицает: «Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою» (Пс. 17:29). А Соломон констатирует: «Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает» (Притчи 13:9).
В советские годы часто бывало, что пропадал дома электрический свет. И какая же была радость, когда снова зажигалась лампочка! Свет несет с собой радость. И свет праведных весело горит! Они знают, откуда пришли, они видят перед собой дорогу, они знают, в чем состоит смысл их жизни. И даже когда их одолевают болезни и надвигается на них смерть, свет Божий освещает им даже долину смертной тени.
Апостол Павел, обращаясь к церкви в Ефесе, говорит: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света…» (Еф. 5:8). Христиане призваны быть светом миру. Свет, зажженный Иисусом Христом, должен гореть и быть видимым во всем городе. Свеча не должна стоять под сосудом!
Правда, бывает такое, что человеку только кажется, что он ходит в духовном свете, а на самом деле он находится во тьме. Апостол Иоанн дает определение людям, ходящим во тьме и во свете: «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2:8-11).

Свет и тьма в будущем

Ополчаясь против людей своего времени, погрязших во грехах, пророк Амос говорит: «Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? Он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? Он тьма, и нет в нем сияния» (Амос 5:18-20).
Действительно, настанет трудное время для многих людей, обманывающих самих себя. Христос предупреждал книжников и фарисеев следующими словами: «Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» (Лук. 13:27, 28).
В Царстве Божьем будет сиять свет от самого Бога, о чем мы читаем: «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр. 22:4, 5).
Господь Бог освещает их! Нет нужды в каком-то другом светильнике!
Но будет и другое место, о котором Иисус говорит следующее: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8:11, 12).
Участь многих людей действительно не завидная, потому что на этой земле они блуждают во тьме и после суда Божья будут извержены во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов. Страшно во время беспросветной темноты слышать плач и скрежет зубов! Да сохранит нас Господь от этой участи!
Пока еще у нас есть возможность изменить направление, давайте не будем, дорогие читатели, бежать от света, а пойдем к Нему, чтобы и в вечности жить с Ним и в этом свете радоваться вовеки.

Автор: Василий Трубчик
Источник