Одним из самых восхитительных зрелищ, доступных человеку, является закат солнца. Окрашивая небо и облака в фантастические тона, сияющее светило радует взгляд и волнует сердце. Идеальная форма и безупречная чистота солнца поневоле вызывают восхищение. Сколько ни вглядывайся, невозможно увидеть ни щербинки, ни заусенца, ни пятнышка. Может быть, поэтому многие народы избирали солнце в качестве божества. В нем воплощаются наши представления о чистоте и совершенстве. Но, увы, не все так хорошо. В 1610 г. Галилео Галилей с помощью построенного им же телескопа обнаружил на солнце пятна. То, что невооруженному глазу представлялось образцом совершенства, на поверку оказалось далеко не таким безупречным.
Что-то подобное происходит в церкви. Недавно пришедшим все в ней кажется удивительным и прекрасным. Все добрые, вежливые, улыбаются друг другу и говорят о хорошем. Но проходит время, глаза привыкают, и все оказывается далеко не таким радужным. Мы начинаем замечать недостатки и слабости. Видим пусть не грехи, но изъяны. Люди, которые казались идеально чистыми, обнаруживают пятна. Для некоторых это прозрение бывает весьма болезненным. Они разочаровываются и уходят.
В приведенном отрывке апостол Павел сравнивает христиан со «светилами», то есть с тем же солнцем, луной и звездами. За пятьсот лет до него муж желаний Даниил услышал от небесного вестника, что «разумные будут сиять, как светила на тверди» (Дан. 12:3). Христос тоже намекал на это, когда говорил ученикам: «Вы – свет мира» (Мф. 5:14).
Представим себе эту яркую, впечатляющую картину: среди абсолютного мрака вселенной в черном пространстве космоса ярко сияют светила, разгоняя тьму и оживляя своим присутствием мертвую холодность мира. Благодаря им, существует жизнь на земле и есть надежда в сердцах людей. Глядя на солнце, луну и звезды, мы забываем о суете и горестях, начинаем грезить о чистой и светлой жизни.
В духовном мире такими светилами являемся мы. Люди глядят на нас и видят, что жизнь – это не только зарабатывание денег и выживание в борьбе за существование. Они убеждаются, что есть нечто высшее, чем инстинкты тела и похоти плоти. Они смотрят на наш свет и задумываются о вечности.
Но, увы, как на солнце есть пятна, так и у христиан есть пороки, которые иногда сильно вредят доброму свидетельству. В частности, Павел говорит о двух пятнах, омрачающих сияние благодати в церкви. Эти пятна – ропот и сомнение.
Ропот – интересное и важное в Библии слово. Само звучание отражает его смысл. В нем словно слышится недовольное ворчание. Причем «ропот» – звукоподражательное слово не только в русском, но и в других языках. По-гречески, это [гонгусмос]. По-английски – murmur. Ропот – это недовольство, выражаемое негромкой речью, в не вполне открытой форме. Это признак того, что человек недоволен и, ропща, исподволь высвобождает негатив, накопившийся в сердце.
Слыша слово «ропот», христиане почти всегда вспоминают израильтян, кости которых пали в пустыне. Подобно тому, как впереди им указывал путь облачный столп, вслед за народом шествовал ропот, и когда стан останавливался, он накрывал, словно туман, шатры и умы евреев. Вспоминая об этом, Павел убеждал читателей: «Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли» (1 Кор. 10:10).
В Новом Завете главные любители ропота – лжеучителя. Апостол Иуда говорит о них: «Это ропотники, ничем не довольные» (Иуд. 16). И это одна из причин, почему люди идут за ними, ведь роптать самим и присоединяться к ропоту других – огромное удовольствие. В большинстве стран мира есть оппозиция к существующей власти. И главное оружие любой оппозиции – не программы, не лучшие кандидаты и не мудрые проекты, а ропот! С помощью газет и интернета, выступлений и слухов во всем мире практически беспрепятственно сеется недовольство. Порой критика действительно конструктивна, но она теряется, утопая в обильных потоках обвинений и придирок.
Уже долгое время ропот и недовольство в восприятии многих являются признаком прогрессивности. Считается, что если человек спокоен и миролюбив, значит, он превратился в отсталого обывателя. И напротив, если высказывает возмущение и протест, значит, умен, прозорлив и идет в ногу со временем. Революционеры всегда находили самых активных последователей в среде молодежи, будь то социалистическое движение XIX в., коммунизм и фашизм XX в. или современные протестные движения. В молодежной среде семена ропота падают на самую благоприятную почву.
Возможно, мы считаем главными «ропотниками» людей пожилых, но это далеко не так. Наибольший ропот и недовольство исходит от молодежи, и проявляются они в молодежной среде наиболее ярко и агрессивно. Молодежные субкультуры демонстративно «плывут против течения». Рок, рэп, рэгги и другие музыкальные направления, популярные среди молодежи, имеют в основе протест и недовольство существующим порядком вещей. Недавно появившиеся и ставшие популярными молодежные юмористические телепрограммы полны цинизма и неприкрытой наглости.
В христианской среде нередко наблюдается насмешливое и высокомерное отношение молодежи к пожилым. Старые песни высмеиваются, церковные традиции вообще не воспринимаются. Недовольство проявляется при любом удобном случае.
Разумеется, далеко не все идеально в традиционных евангельских церквах, и пожилые верующие, к сожалению, не всегда подают добрый пример. Да и нынешнее мироустройство во многом ущербно, общество заражено многочисленными болезнями. Библия призывает нас не только не быть соучастниками их, но и обличать. Тем не менее, существует разница между здоровым обличением и нездоровым ропотом. Она, прежде всего, в состоянии души, в побуждениях сердца. Если библейское обличение сопровождается искренней любовью и внутренней скорбью, то спутники ропота – ненависть, злость и беспокойство.
Несмотря на негатив, ропот привлекает. Людям нравится роптать, они находят в нем особое удовольствие. Во-первых, ропща, мы отводим огонь от себя. Становясь судьями, мы никогда не судим себя, все внимание обращая на того, кого избрали подсудимым. А кроме этого, в нас жива греховная плоть, которая находит удовольствие в грехе. Возрожденное сердце ищет отрады в Боге, поэтому мы приходим в церковь, изучаем Библию, исполняем Божью волю. Но, как писал Павел: «в членах моих вижу иной закон», и нам все еще доставляет какое-то глупое, бессмысленное удовольствие обсуждение недостатков других людей, недовольство властью, ропот друг на друга.
Причина ропота – не в людях и не в обстоятельствах. Два человека могут находиться в одних и тех же условиях, терпеть одни и те же неудобства, но один будет благодарить, а другой – роптать. Источник ропота – в сердце.
Другое «пятно», о котором говорит Павел, – «сомнения». В русском переводе это слово не совсем понятно, а по-гречески это «диалог». При этом, если для нас диалог – мирная, созидательная беседа, то в оригинале это слово скорее означает «противоречие», когда человек не согласен и утверждает свое собственное мнение.
В Библии много говорится о послушании и покорности. Этими качествами наполняет христиан Божий Дух. Но есть и противоположный дух – дух противоречия, когда человек действует наперекор, и не потому, что болеет за правду, а просто из вредности.
И снова склонность к противоречиям – характерная черта молодежной среды. Юность – время перехода от родительской опеки к самостоятельности. У большинства этот переход сопровождается бунтарством и стремлением к самоутверждению. Родители и вообще старшие начинают казаться молодому человеку невообразимо старыми, их взгляды – безнадежно отсталыми, а характер – невыносимым. Это время, когда вызывающее поведение и откровенное хамство становятся нормой, самоуверенность и агрессивность – неоспоримым правом.
Противореча, мы редко стремимся к истине. Скорее, отстаиваем свой авторитет, заявляем о своих притязаниях. Некоторые так увлекаются этим занятием, что не могут удержаться, чтобы не внести сумбур в любое, даже самое мирное, обсуждение. Их жизненный девиз, как у персонажа из мультфильма «Баба Яга против!» Бывает, конечно, что попирается истина, ущемляется справедливость, и тогда мы не должны молчать. Но опять-таки, когда начинает противоречить искренний христианин, он делает это с большой неохотой. Ему не доставляет радости, что приходится поднимать спорный вопрос. Он хочет поскорее уладить все мирным путем. Зато движимые духом противоречия словно силу черпают в критике, расцветают, светятся от удовольствия. Павел называет их больными, словно где-то они подхватили инфекцию, вирус противоречия. По его словам, такой человек «горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума. <…> Удаляйся от таких» (1 Тим. 6:4-5).
Нет ли в нас этого вируса? Не поднимается ли настроение, когда мы начинаем противоречить? Не получаем ли мы того злого, греховного удовольствия, когда действуем наперекор? Это тоже пятна, от которых тускнеет свет нашего свидетельства. Христос предупреждал: «Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк. 11:35).
Если мы избавимся от этих неприятных пятен, то будем неукоризненными, чистыми и непорочными. Эти три слова – прекрасная пища для размышлений.
«Чтобы вам быть неукоризненными», то есть такими, кого невозможно укорить. Чтобы никто не смог придраться. Порой проверяющие органы, устраивая проверки, не оценивают, насколько эффективно производство или какими достижениями может похвастаться предприятие. Их интересует другое, они ищут нарушения: где не соблюдается техника безопасности, не выполнены пожарные требования, неудовлетворительно санитарное состояние. Подобным образом ведут себя и окружающие нас люди. Они тоже ищут, к чему придраться, и когда находят, то только об этом и трубят. Поэтому Павел призывает: будьте неукоризненными!
«Чистыми». Конечно же, в присутствии Бога мы никогда не будем чувствовать себя вполне чистыми. Перед Его белоснежной чистотой, мы будем говорить то же, что некогда сказал пророк Исаия: «Я человек с нечистыми устами» (Ис. 6:5). Но перед миром нам нужно стремиться к предельной чистоте. Чистой должна быть речь, без вульгарных и жаргонных выражений. Чистыми должны быть доходы, без хитрости и жульничества. Чистой должна быть одежда, причем не только в буквальном, а, прежде того, в нравственном отношении – без соблазнительных вырезов, хвастливых и модных атрибутов, без вычурности и форса. Чистыми должны быть побуждения и намерения, все то, что Библия называет «сердцем».
«Непорочными». Это слово обращает нас к временам, когда Богу приносились жертвы на алтаре. Главным требованием к любой жертве была «беспорочность». Животное не должно было быть ни хромым, ни слепым, ни покалеченным. Интересная перемена произошла в нашем языке. Раньше слово «порок» относилось именно к телесным недостаткам. А теперь грех настолько распространился, что это слово мы целиком и полностью относим к нравственным ущербностям. Если попросить случайного человека назвать какой-либо порок, что мы услышим? – «Лень, переедание, жадность». Души окружающих нас людей искалечены до крайности. Мы же должны быть без недостатков.
А между тем, сколько их у христиан! Кто любит поесть, кто поспать, кто поболтать по телефону, кто наряды, кто развлечения. Кто часами просиживает в социальных сетях, кто смотрит бесконечные сериалы. Какой бы ни был у нас недостаток, Господь желает его удалить. Он говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Точные и верные слова оставлены нам в Послании к Ефесянам 5:25-27: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, <….> чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна».
Нельзя не упомянуть и о положительной стороне дела. Она заключается в том, что если мы возрождены, то уже зажжены Христом. Свет – естественное проявление спасенной души. Мы не можем не сиять, в нас уже произошла удивительная перемена. Если неверующие – это «черные дыры» окружающего нас пространства, то мы – светила. Как не может укрыться город на вершине горы, так и свет просвещенных Святым Духом сердец обязательно будет пробиваться в словах и делах рожденных свыше Божьих детей. Мы порой и сами удивляемся тому, что совершает в нас благодать.
Единственное, что мешает свету Христа, – это пятна. Уделим же серьезное внимание очищению себя. Большую роль в этом может сыграть Писание и регулярное общение с Богом. Окружающий мир строптив и развращен. Среди царящих в нем тьмы и греха, множества пороков и несовершенств Господь призывает нас быть «светилами», сияющими ярко и чисто для славы Того, Кто нас создал и спас.
Автор: Александр Капустин
Источник